«Нечаянный случай доставил мне рукопись древних стихотворений, которая, может быть, дорого стоила собирателю ее», – так открывалась эта удивительная книга в первом издании 1804 года. Тогда предисловия к изданиям писали кратко, как мы пишем теперь, благодаря социальным сетям. Ничего лишнего, только главное, что можно схватить одним взглядом.
Этот сборник былин и скоморошьих песен появился перед русским читателем через четыре года после публикации «Слова о полку Игореве» и раньше всех собраний русских былин. Поэтому и Пушкин, и Гоголь, и Тургенев, и Достоевский, и оба Толстых знали именно эти былины, и они вдохновляли их творчество.
С легкой руки исследователей их неопределенно связывают либо с Киевским, либо с Новгородским былинным циклом, хотя они отличаются и стилистически, и содержательно от обоих:
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота — акиян-море!
Широко раздолье — по всей земли!..
Первым издателем сборника был любитель книги Андрей Федорович Якубович, а оригинал ее содержал еще и нотную запись к каждой песне. История этого собрания развивалась как детектив. Подробности выявлялись исследователями одна за другой.
И сначала обнаружили, что исходно книга была получена Ф. П. Ключаревым от владельца уральских заводов Прокофия Демидова, любителя сказок, песен и вообще народной старины. Ей удается пережить московский пожар 1812 года.
И в 1816 году граф Н. П. Румянцев, тоже любитель русской старины, получает рукопись от Ф. П. Ключарева в подарок. и далее ею занимается известнейший археограф К. Ф. Калайдович. Именно он доводит расследование до издания полного текста в 1818 году. До шестидесятых годов девятнадцатого века это будет единственное издание русских былин.
Былины и песни были изданы, но расследование продолжалось. Сначала нашлись сведения, что список этих песен был сделан для основателя династии Демидовых в 1748 году. Затем в архивах академикаМиллера нашлось письмо Демидова, в котором он писал:
«Я достал от сибирских людей, понеже туда всех разумных дураков посылают, которые прошедшую историю поют на голосу…»
Сибирью в то время называли и Урал, где стояли заводы Демидова. А разумными дураками звали себя скоморохи, которых, начиная с царствования Алексея Федоровича Тишайшего, пороли кнутами, били батогами и ссылали на севера, на Урал и в Сибирь. Ссылали вместе с ихпеснями… в архивах хранится множество судебных по поводу «поющего народишка».
Лишь в двадцатом веке исследователи выяснили, что на Нижне-Тагильском заводе Демидова действительно был кричный мастер Кирша Данилов. Выяснилось и то, чтоон сам принадлежал к веселым, как именовали себя скоморохи, и работал в ватаге с такими же, как он. Как писал о них известный наш фольклорист А. Горелов:
«В XVI–XVII веках «весе`лые-скоморохи» — особливый, суверенный клан совместно проживающих и совместно же, ватагами, мигрирующих бродяг-актеров, «людей вежливых, очестливых», — носителей-знатоков любимой народом, общезначащей культуры развлечений и многообразных праздничных ритуалов. Тогдашние скоморохи — вернейшие наследователи и хранители традиционных искусств, маги-вершители этапных в жизни человека обрядов, блюстители канонов, обязательных для общины».
Постепенно в архивах находятся свидетельства не только того, что Кирша Данилов существовал, но и того, что его в 1730-х годах посылали с артелями в качестве скомороха, веселого человека c тарнобем – то есть тем древним инструментом, из которого постепенно развилась русская балалайка.
Первые издатели считали его киевским казаком, но теперь уже нет сомнений, что он был ссыльным скоморохом. Однако до сих пор не все ясно, откуда он был сослан,А значит, из каких мест происходят его песни, столь отличные и от киевских, и от новгородских былин.
Лично я сторонник теории, выдвинутой Ивановским филологом В. А. Смирновым, много исследовавшим Владимирско-Суздальские реалии Сборника Кирши Данилова.Слишком уж много у него встречается таких топонимов, вроде Плесов Чувелецких, которых нет ни на Киевщине, ни на Новогородщине.
В связи с этим вспоминаются свидетельства арабских путешественников десятого века о том, что Русь состоит из трех частей – Куявы, Славии и Артании. Это то ли политическое, то ли сакральное деление Древней Руси. в отношении Куявы и Славии у историков сомнений нет. С Артанией сложнее. и все же, другого властногои культурного центра, который можно противопоставить Киеву и Новгороду, кроме Ростово-Суздальского, впоследствии Владимирского княжества, нет.
И если мы принимаем, что былины Кирши Данилова хранят в себе географические иисторические реалии именно этих мест, то в этом сборнике нам открывается третийбылинный цикл Древней Руси. Мы можем его считать Владимирским или Ростово-Суздальским. А можем – былинами Артании или Арсании, которая была сердцем Руси, и от которой якобы почти не осталось следов…