Первые русские былины были записаны и сохранены, благодаря уральскому промышленнику Демидову, велевшему еще в 1740-х годах записать те песни, что пел сосланный на его заводы скоморох Кирша Данилов. Этот сборник был опубликован в сокращении в 1804 году, а полностью в 1818.
Но это была такая же удача, как находка «Слова о полку Игореве» в 1800 году. Настоящее собирательство былин начинается с издания «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым» в 1860 году. Особенно плодотворным был рубеж двадцатого века, когда вышли собрания Маркова, Ончукова и Александра Григорьева. Последнее мы и представляем читателю.
Александр Дмитриевич Григорьев (1874–1940) родился в Варшаве, а умер в Праге. В 1898–1901 гг. в возрасте 24-х лет он выезжает в долгую фольклорную экспедицию на Побережье Белого моря, откуда привозит более 400 былин, исторических песен и баллад. Так рождается самое значительное собрание северных былин Руси, составивших его знаменитый трехтомник «Архангельских былин и исторических песен».
Два из трех томов были изданы в 1904 и 1910 годах. Третий, а точнее, второй том, в России издан не был. И издавал его Григорьев уже в эмиграции, в 1939 году в Праге. На его издание средства выделила Чешская академия наук и искусств. Личный архив Григорьева до сих пор хранится в Архиве Академии наук Чешской республики и в Славянской библиотеке Праги.
За свои поездки Григорьев сумел разговорить или, пожалуй, распеть 164 знающих человека! Это уверенно можно назвать подвигом. Кто пробовал собирать фольклор даже в советское время, знает, как непросто вызвать доверие у деревенского человека. Он открыл и знаменитую певицу и сказительницу Кривополенову, известную впоследствии всей стране под именем Махоньки.
Нельзя забывать, что былины и песни хранили по преимуществу сосланные на севера скоморохи. А скоморохи, битые и калеченные российской властью, умели скрываться и людей с рекомендательными письмами от губернатора опасались и не любили. Григорьев отчетливо увязывает все следы скоморошьего звучания с местами оседлости скоморохов. Он отмечает фамилии, названия мест, вникает в историю переселения скоморохов.
А скоморохи переселялись из разных мест, можно сказать, с разных княжеств, звавшихся Русью – с Киевщины, Новгородчины, Владимирщины. И потому в былинахСевера звучит и стольный Киев, и вольный Новгород, и дела Суздальские… Именноздесь сохранились и былины более древние, чем знаменитый цикл былин о богатырском столе Владимира Ясно Солнышко.
Это былины-мифы, в некоторых, как в былинах о Вольхе, звучат отголоски древних инициаций, или, как в былинах о Святогоре, встает образ тех богов, что передали эту землю славянам…
Собрание «Архангельских былин» Александра Григорьева было библиографической редкостью до издания его нами первый раз в рамках издательства «Тропа Троянова». Когда мы собрались это сделать, выяснилось, что в России нет ни одного полного трехтомника. В Ленинке и Салтыковке было по два тома, к счастью, это были первый и второй, а также второй и третий.
Таким образом, читатель держит в руках первый полный трехтомник Григорьевских былин, что до него не мог себе позволить ни один фольклорист России.
А. Шевцов